Flash Player отсутствует. Загрузить

Литература / Путешествия версия для печати Распечатать

Горный Алтай, лето 2012. Путевые заметки. Часть IV.

Дата публикации: 03.09.2012

Часть I. 05.08.2012 — 06.08.2012. Барангол — р. Чуя.
Часть II. 06.08.2012. р. Чуя— подножье ледника Актру.
Часть III. 07.08.2012. ледник Актру.

08.08.2012 — 09.08.2012. Подножье ледника Актру —р. Чулышман. Часть IV.

Утром восьмого августа мы погрузились в наш вездеход и отправились обратной дорогой, опять по Курайской степи, по трассе М-52, через уже знакомые нам поселки Курай и Акташ. В Акташе тормознули, купить напитки и снеди перекусить в дороге. Я взял кусок буженины из конины — увы, мясо, как мясо, ничего особенного. Видимо глютомат натрия из любого мяса делает одно и то же блюдо.
     В Акташе напротив рынка стоит заброшенное здание то ли магазина, то ли кинотеатра еще советских времен. А нынче в нем лошади от солнца спасаются. Стоят себе, как ни в чем не бывало, лениво хвостами помахивают. Забавные.

Горный Алтай. Акташ, лошади.

В Акташе мы свернули с трассы М-52 на север. Чуйский тракт остался позади, впереди нас ждал Улаганский перевал. Находясь на высоте 2080 метров, этот перевал является одним из самых высоких в Горном Алтае. Место тут для алтайцев священное. С нижние ветвей близстоящих деревьев свисает густая бахрома ленточек. Я давно обратил внимание на эту особенность алтайцев ублажать духов, потому что она в точности такая же, как у хантов и манси.
     С перевала должны были открыться бескрайние просторы на далекие хребты, но небо было затянуто дымкой, и ничего особенного разглядеть не удалось.

Следующая достопримечательность — Красные ворота. Скалы плотно смыкаются вокруг дороги, тут же журчит речушка. Это и есть ворота, а красные они потому, что в породе много ртутной руды, что придает скалам красноватый оттенок. Еще дальше на север — Мертвое озеро, в котором не водится рыба. На вид обычное озеро, что с ним не так — не ясно. У озера мы не останавливались, наш путь лежал дальше, к перевалу Кату-Ярык.

К перевалу мы добрались во второй половине дня. Вниз от него в долину реки Чулышман убегал крутой серпантин.

Горный Алтай. Перевал Кату-Ярык, река Чулышман.

Спуск крутой настолько, что не каждая легковушка способна его одолеть. То есть спуститься, конечно, может любая, а вот подняться — нет. Внизу дорога идет по долине реки Чулышман и упирается в Телецкое озеро, а там тупик, объехать озеро невозможно — можно только вернуться. Под серпантином вдоль реки стоят турбазы, и у каждой на случай таких вот горе-водителей имеется «уазик». Но услуга втащить машину на перевал по серпантину стоит 5000 р.

По серпантину мы спускались пешком, и заняло это пару часов. Припекало солнце, вода во фляжке быстро нагрелась, и жутко хотелось попить чего-то холодного. Какое же было удовольствие обнаружить на территории турбазы кафе, в холодильнике которого имелось холодное пиво! Поллитра пива провалились в мой желудок единым бульком. Переведя дух, я отправился к реке купаться.
     Чулышман спокойнее и теплее всех рек, которые мы встречали до этого. Я откисал в воде минут двадцать, пока пальцы на ногах не стали неметь. Чистый, прохладный и самодовольный, как свежеотчеканенный рубль, я вернулся к людям, то есть в кафе, чтобы приложиться к следующей бутылке пива. К этому времени хвосты подтянулись, вся группа была уже в сборе, мы заняли свои места в грузовике, доехали до следующей турбазы и занялись обустройством лагеря.

Горный Алтай. река Чулышман.

Вечер прошел в хозяйственных заботах. У нас наконец-то появился водоем, в котором можно было постираться, а это было актуально, потому что постирать даже носки в ледяной воде горной реки — это подвиг духа. А ведь заканчивались четвертые сутки нашего путешествия и мы все дружно начинали попахивать.
     Затем был ужин у костра и глубокий сон.

Весь следующий день ушел у нас на поход к водопаду Учар. Длина маршрута 8 километров в одну сторону, хоть и больше, чем предыдущее восхождение на ледник Актру, но в целом маршрут оказался легче, потому что не было сильных перепадов по высоте. Мы шли по долине реки Чульча, которая у нашего лагеря впадает в Чулышман.

Горный Алтай. Река Чульча.

Долина реки постепенно превращалась в ущелье.

Водопад впечатляет. Его общая длина что-то около полторы сотни метров, но он каскадный, перепадов больше трех метров нет. Тем не менее, глядя на водопад, ощущаешь его мощь. Грохот стоит неимоверный, в фонтанах брызг то тут, то там вспыхивают радуги.

Горный Алтай. Чульчинский водопад, или водопад Учар.

Искупаться в водопаде под падающей водой оказалось не просто. Потоки воды с ног сбивают. Но все же мы исхитрились забраться под один из каскадов и получить великолепный водяной массаж. А потом я растянулся на теплом валуне и погрузился в сладкую дремоту.

На водопаде мы провели часа два. Накупавшись, отдохнув и перекусив бутербродами, отправились в обратный путь. Трек занял у нас весь день, и вернулись мы часов в шесть вечера. Но костер горел и казанах уже кипела вода, потому что не все члены нашей группы ходили на водопад. Наши проводники занялись ужином, а я с единомышленниками отправился в кафе пить холодное пиво. Что интересно — поллитра любого пива там стоит 80 р. Не важно, «Сибирская корона» это, или «Stella Artois» — 80 р. и точка.

А затем был ужин, вечер, перетекший в ночь и долгие беседы у костра. Говорили о водопаде, о горах, о шаманах, о петроглифах, о буддизме, об Алтайской принцессе, о Рерихе, о Чуди белоглазой… А ночь над нами густела и звезды наливались сиянием, как яблоки соком.

Горный Алтай. река Чулышман.
     (Моя мыльница на такие фото не способна, снимок сделал участник нашего тура Андрей Маркелов)

Продолжение следует.

Сообщение: Имя (ник):
Введите сумму: + =

Информация и тексты на сайте являются интеллектуальной собственностью автора и защищены авторским правом.
Копирование и размещение на других ресурсах сети возможно только с согласия автора.
E-mail: desert@desertart.ru

Дизайн сайта и авторский арт