Flash Player отсутствует. Загрузить
 
   
 
 
Литература / Путешествия версия для печати Распечатать

Казым, праздник оленеводов.

Дата публикации: 01.03.2011

Ежегодно в конце февраля в Казыме (ХМАО, недалеко от Белоярска) проводится хантейский праздник оленеводов. Казым - поселок, с численностью 1700 чел., почти все население - ханты, есть немного зырян и еще меньше русских. Основное занятие местных рыбный промысел и оленеводство. Мы поехали туда в составе экскурсии от краеведческого музея (из Нягани), дорога длинная и утомительная (больше 5 часов), большей частью по зимнику. Но праздник того стоил.

На первый взгляд празднество напоминает русскую ярмарку - кругом лавки с одежей, снаряжением, сувенирами и пр. Пахнет шашлыком, который готовят на каждом углу, в том числе и из оленины, горячий чай с шанежками и пирогами. Казым, праздник оленеводов.

Но наличие оленьих упряжек, легких нарт и хантов в традиционных одеждах, сразу добавляют празднику свою специфику и колорит. Казым, праздник оленеводов

Поселок Казым стоит на берегу довольно крупной реки, которая называется так же Казым. На реке и разворачивается основное действо - соревнования погонщиков в разных видах заездов (они там сидя гоняют, стоя, на нарах, на кожаных санях). На другом берегу реки музей под открытым небом, где в одной из избушек женщины-ханты показывают мастер-класс по изготовлению пим (бурок). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (они их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). Правда пимы дорогие - пара стоит штук 10 р. На фото женщина готовит орнамент для бурок (а может для шубы, шубы они тоже делают из оленьей шкуры, называется сах). 156.89 КБ

Выделка шкур. Выделка оленьих шкур

Февраль - месяц твердого наста, как говорят ханты, в это время оленей на выпас не гонят, потому что наст травмирует копыта. Копыта у оленей не такие, как у лошади, они шире и между ороговевшими "пальцами" чувствительные меховые подушки. Самое время устроить праздник и соревнования. 134.44 КБ

К тому же в феврале у оленей линька. Шерсть отваливается, ломаются рога. Смотреть на окровавленные головы неприятно, но похоже самих оленей это не сильно беспокоит. 186.68 КБ

В национальной одежде у казымских хантов ходят все, начиная с детей. Даже годовалые малыши, и те одеты в сахи и бурки. Но и современный материал ханты использовать не гнушаются, вот на парнишке накидка камуфляжная, да и фенечка с ценником - видно тамгами мать неподалеку торгует:) 100.08 КБ

Пока оленеводы готовятся к соревнованиям, народу демонстрируется образец хантыйсткого творчества. Творчество это символично и где-то даже примитивно, но соприкасаясь с ним, не испытываешь дискомфорта, наоборот - какое-то внутреннее соучастие, естественность. Думаю, надо сделать небольшой экскурс в историю, а то я и сам не совсем понял, что написал. Музыкальные инструменты обские угры (это ханты и манси) знали уже тысячи лет назад, в том числе и струнные. Сочиняли они притчи и баллады, тексты которых описывали отношения между людьми, между людьми и богами-духами, и носили назидательный характер. Есть и героические эпосы, тоже с тональностью поучения. Теперь же творчество хантов осовременилось, отчасти обрусело, но дух того древнего вида искусства остался. Вот это шоу на фото внизу, тут сразу и танец, и песня (поют по-очереди женщина в сине-красном и женщина в черном), и маленький театр (те же женщины играют сценку, насколько я понял - какие-то разногласия между мужем и женой, я хантейского не знаю, если что). В общем, я смотрел представление с любопытством и удовольствием. Когда следом вышла русская женщина петь русскую песню, мне стало скучно, хотя пела она хорошо :) 151.29 КБ

Народа было много, толком сфоторгафировать не удалось. Вообще, меня приятно удивило, что на праздник пришло много молодежи. 154.49 КБ

Все экспонаты казымского музея под открытым небом я показать не смогу, но вот лодку-долбенку, думаю, показать стоит. Эта лодка называется обласк. Ее делают из единого осинового бревна. Работа долгая и кропотливая. Зато обласк получается легкий, быстрый и маневренный. 250.11 КБ

Начались соревнования. Много времени между заездами проходило, поэтому для ротозеев вроде меня, состязания текли скучновато, да и мороз был -17 - долго на одном месте не постоишь. Но когда мимо пролетает погонщик на нартах в упряжке - захватывает. Вообще, я быстро понял, что управлять оленями - дело сложное. Нарты - сани легкие, там же только деревянный каркас. Олени пугливы, могут на полном бегу сбиться, спутать упряжь, споткнуться - и готово, погонщик улетел в сугроб и нарты кубарем летят следом. Я такое на соревнованиях видел несколько раз. Олени, кстати, не могут бежать долго, да и по скорости лошадь их сделает легко, галопом олени вообще бегать не умеют, только аллюром. Но олень способен тащить нарты сутками в сильный мороз, когда лошадь околеет уже после десятка верст. Кстати, мои соображения позже подтвердил хант, выигравший 1 место в этих соревнованиях (мне с ним удалось поговорить). Он сказал, что управлять оленями ханты начинают учиться с раннего детства. 142.23 КБ

Ханты - народ доброжелательный, улыбчивый, приветливый и молчаливый. Если спрашивать - отвечают, но коротко, все вытягивать приходится. В общем, чувствуется эдакая настороженность к чужакам. И вот еще что: ханты - низкорослый народ. 160 см росту - предел. хант

Еще один образец хантейского творчества. Что-то вроде ряженных. Вот такие актеры караулили нас в лесу и разыгрывали небольшие сценки. Казым, праздник оленеводов

Казым, праздник оленеводов

Пришло время рассказать о хантейской кухне. Нашу экскурсию кормили 2 раза (кормежка входила в цену билета). Трапеза осуществлялась в двух больших чумах, правда крытых не оленьими шкурами, а брезентом. Там было тепло и стояли низкие столики и лавки. На завтрак нам подали уху, пироги с рыбой, олади и чай. В ухе кроме рыбы (окунь и еще что-то, но не стерлядь), не было ничего - ни картошки, ни крупы, только соль, лавровый лист и перец. На самом деле это и есть настоящая уха, с картошкой или крупой - то уже рыбный суп. Уха была замечательной. Я выпил три кружки в прикуску с пирогами (бульон подают отдельно, отваренную рыку из ухи достают и выкладывают на блюда). Обед оказался намного разнообразнее и сытнее. На горячее был бульон из оленины, тоже без картошки или крупы, и никакой зажарки. Бульон, как и уха, был сварен только с лаврушкой и солью. Но ничего больше и не требовалось - бульон и отварная оленина оказались божественны (и мне не стыдно за пафос этого слова :)). Дальше, на столе имелись три тарелки с свежемороженой ягодой: морошка, брусника и черника, салат из отварной щуки (очень вкусный), малосольный муксун (для тех, кто не в курсе: не бывает малосольной рыбы вкуснее, чем муксун), струганину из сырой мороженной оленины, и заливное (вроде холодца) опять же из оленины, к чаю подавали ватрушки. Большую часть блюд вы можете видеть на фото внизу. Как видите, хантейская кухня изысканностью не грешит, но она очень вкусная, да и в условиях тамошнего климата - единственно верная. Ни крупы, ни хлеб в этих землях не родят, и до появления русских, о них слыхом не слыхивали, зато ягод, грибов и рыбы всегда было в изобилии. Пару слов насчет струганины. Замороженная сырая оленина - первый кусочек все брали с опаской. В самом деле - как можно есть сырое мясо? Оказалось очень просто, оленина очень нежная, это вам не говядина и даже не свинина. Взял кусочек, посолил-поперчил и в рот. Не скажу, что безмерно вкусно, отваренная намного вкуснее, но такая себе вполне нормальная еда. К тому же под 50 грамм, как закуска - самое то. хантейская кухня

Олени удивительные животные. Я не мог ними налюбоваться. Северный олень, кстати, небольшой, размером с годовалого теленка примерно. Они спокойны, молчаливы (я так и не услышал, чтобы хоть одно животное произнесло какой-то звук), пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не приучены. Стоят там, где их погонщик оставил часами и не шевелятся. 141.98 КБ

Есть в Казыме и русская православная церковь. Деревянная, в традиции русского деревянного зодчества. Вообще, Казым - довольно аккуратный поселок, на глаз приятный. Хлама-мусора нет, избы и дома как правило деревянные, но дворы ухоженные, все чистенько, аккуратненько. Казым, церковь

В завершении прокатился на оленьей упряжке:) 151.06 КБ

А провожал нас вот такой закат: Казым, закат

Фотограф из меня никакой, так что я в двух режимах сфоткал, и даже не знаю, какой снимок лучше. Казым, закат

Рассказывать можно много еще о празднике оленеводов, но и так получилось много. Так что на этом заканчиваю.

 

Комментарии

Дымыч 13.04.2011 06:56:10

Эка тебя занесло, Женя. Приехать бы в гости, да боюсь антифриз замёрзнет)
интересные лица, чистые. у нас, если на дороге - голову от ям не поднять, на тротуаре - на полуавтомате проблемы переваривают, ну а дома в бестолковый ящик пялятся. вывелся новый вид - человек комунальный.
туда забрось - пожалуй помрёт))

Немец Е. 13.04.2011 17:38:47

антифриз уже не замерзнет, снег сошел, весна на дворе:)
правда вместе с весной ушел и зимник, до казыма теперь не добраться.

Kins 15.07.2011 13:03:16

Забрел на сайт автора опосля прочтения рассказа "3 смерти Парацельса", а тут опаньки! про родные места заметочка "Казым, праздник оленеводов" :) Позволю себе пару комментов по этому поводу:
Село Казым находится в 40 км от города Белоярского. На реке Амня, притоке Казыма. Коренные народности - ханты. Единственное число - ханты. Отсюда "хантЫйский праздник","хантЫйского творчества", "творчество хантЫ", "соображения позже подтвердил хантЫ" и т.д. Обращение "хант" = "негр" к темнокожему.... Сорри за бурчание ;)
Прочитал "3 смерти Парацельса" на одном дыхании, благодарю.
Ушел за "Кокон"-ом :)

Немец Е. 15.07.2011 17:48:04

Кинс, спасибо за замечания, как-нибудь внесму исправления в этот текст. Какие именно для вас родные места? Сам я живу и работаю в Нягани.

Kins 16.07.2011 08:28:13

с 1976 года по 2010 жил/учился/работал в Белоярском. Год назад пришлось перебраться в Советский/Югорск.

Немец Е. 16.07.2011 13:59:12

Понял, в общем - земляки)

София С 19.12.2011 15:40:15

Уважаемый Немец Е. праздник не хантЕйский, а хантЫйский, а лучше праздник народов ханты:)

МАРИНА 21.02.2012 16:42:28

УВАЖАЕМЫЙ НЕМЕЦ Е.!25 ФЕВРАЛЯ 2012 ГОДА В КАЗЫМЕ СНОВА СОСТОИТСЯ ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА. ПРИГЛАШАЕМ. ЖИТЕЛЬНИЦА КАЗЫМА МАРИНА

Немец Е. 22.02.2012 01:12:17

Марина, спасибо за приглашение. Будет возможность - приеду.

ГринПиС 27.06.2012 13:43:26

Вообще то это праздник Оленеводов а не народов ханты!!

ГринПиС 27.06.2012 13:45:09

Так как оленеводы это не только ханты но и ненцы и коми-зыряне

Немец Е. 27.06.2012 13:49:51

ГринПиС, ну да - праздник Оленеводов. Только в Казыме нет ненцев и коми-зырян. Ненцы живут намного севернее, а коми-зыряне намного западнее - за Уралом. Так что празднуют его в Казыме ханты и русские. Не вижу тут ошибки.

ГринПиС 07.09.2012 08:33:29

А тут вы ошибаетесь я когда то проживал в данном населенном пункте, и там много и ненцев и зырян, если заглянуть в телефонный справочник наибольшее количество людей с зырянской фамилией, + ко всему в д.Нумто что тоже в белоярском районе где основное население лесные ненцы тож празднуется день оленеводов, а не праздник народов ненцев, в Ямало-ненецком автономном округе этот день также не называется день народов ненцы а день народов севера или день оленевода!!

Немец Е. 07.09.2012 09:36:31

ГринПиС, хорошо, вы меня убедили.

Slomiak 14.12.2012 14:36:10

Спасибо большое, Евгений, очень интересно, как будто сама побывала на празднике. А сколько дней он длится?

Немец Е. 15.12.2012 03:03:41

мы такм один день были, утром приехали, вечером уехали.

ты кто такой давай до свиданья 16.12.2012 19:33:08

зыряни рулят:)))))))))))))))) немцы в германии

Воха 17.12.2012 14:46:08

Жил в Белоярском до 2001, на праздник оленевода каждый год обязательно выезжали в Казым. Сейчас в Торжке живу. Муксуна свежемороженного с каждой оказией прошу друзей из Белого передать

 

Оставить свой комментарий

 
 
 
 
Сообщение: Имя (ник):
Введите сумму: + =
 
 
 

 

 

 

 
     
 

Информация и тексты на сайте являются интеллектуальной собственностью автора и защищены авторским правом.
Копирование и размещение на других ресурсах сети возможно только с согласия автора.
E-mail: desert@desertart.ru

Дизайн сайта и авторский арт
Сергея Агарева