Flash Player отсутствует. Загрузить
 
   
 
 
Литература / "Ересь" версия для печати Распечатать

Печатный станок «Veritas»

Дата публикации: 24.02.2009

     В 1686 году бенедиктинец Пьетро Марикони построил печатный станок «случайного набора», который назвал «Veritas». Само по себе это открытие не принесло изобретателю славу, скорее стало его погибелью, и о том, что станок работает, так, как того желал Пьетро, стало известно только 318 лет спустя, когда другой не менее талантливый инженер понял суть загадочной машины и сумел её усовершенствовать.
     Пьетро Марикони служил клиром в аббатстве Монте-Кассино, что в итальянской провинции, ныне именуемой Компания. Занимался он печатью книг религиозного содержания. В его распоряжении было три печатных станка, которые он сам же и построил. Аббатство приветствовало инженерные начинания изобретательного бенедиктинца, потому что выпускаемая им книжная продукция имела высокое качество и хорошо расходилась по обширным владениям Святой Церкви, принося Монте-Кассино стабильный доход. В общем, аббатство в дела Марикони не лезло, и такое положение дел Пьетро радовало, потому что печатный станок «Veritas», который он задумал построить ещё в 1681 году, являлся прямым продолжением его еретического убеждения, что Господь есть неопределенность, любая случайность есть Его проявление, а Истина, если она вообще доступна человеческому разуму, может родиться только из хаоса. Поэтому он так и назвал своё изобретение — «Veritas1». Пять лет Пьетро строил станок случайного набора и в сентябре 1686 года отпечатал первую страницу.
     Главным и самым сложным элементом станка «Veritas» являлся барабан, который на небольшом секторе своей поверхности формировал случайный набор литер и шпаций2. Также в наборе присутствовали реглеты3, поскольку Пьетро не хотел, чтобы полученный текст был напечатан без абзацев. Станок, разумеется, приводился в действие вручную. Требовалось минут пять крутить колесо привода, прежде чем барабан опускался и делал оттиск. За это время станок, следуя заложенной в конструкцию программе, производил несколько операций (перемешивание случайным образом литер и пробельного материала, нанесение краски, сам оттиск), что само по себе уже являлось чудом механики того времени. Но Пьетро строил «Veritas» не ради славы великого механика, его интересовал результат работы, и в сентябре 1686 года он привел в действие свой станок, чтобы отпечатать первую страницу откровений… Откровений не получилось, страница содержала какофонию из латинских букв.
     Следующие десять лет изобретатель Марикони медленно сходил с ума. Каждый день он печатал по полсотни страниц, тщетно выискивая в хаосе букв намёк на смысл. Хуже всего было то, что полноценные слова действительно появлялись, мало того, иногда они складывались в оборванные фразы. Тогда Пьетро казалось, что он близок к великому Откровению, и с блеском в глазах принимался трудиться с удвоенным энтузиазмом. Через 5 лет после того, как печатный станок «Veritas» заработал, странности клира Марикони стали слишком заметны и братья по ордену обратили на них внимание. Пьетро ни с кем не общался, приобрел привычку разговаривать с самим собой, по нескольку дней к ряду не появлялся в трапезной. Худой, осунувшийся, с всколоченными волосами и болезненным блеском глаз, — клир Марикони метил в блаженные, и братьев по ордену это беспокоило. Руководство Аббатства решило взять под контроль своего подопечного и вскоре выяснило, что большую часть времени Пьетро проводит у печатного станка странной конструкции. Понять назначение странной машины никто не смог, а сам изобретатель ничего объяснять не стал, а может уже и не был способен. В июне 1696 года Пьетро Марикони напечатал последнюю страницу, а, напечатав, сделал последнее в своей жизни открытие. Он смотрел на страницу, заполненную несуществующими словами, такую же бесполезную, какой был самый первый оттиск, и думал, что десять лет искал совершенно не там. В отпечатанной странице просматривалось лицо, и бенедиктинец Марикони не сомневался, что это лик самого Господа. С той минуты улыбка блаженства не покидала губы Пьетро, он уединился в келье, взяв с собой страницу бесполезного текста, и остаток жизни провёл в молитве, уверенный, что своё Откровение он получил, ведь Господь явил ему свой образ.
     Станок «Veritas» снесли в подвал и забыли о нём до 1742 года, когда на него случайно наткнулся молодой клир Сафроний Добрович, серб по происхождению и архитектор по образованию. Сафроний сразу понял, что перед ним чудо механики. Он тут же отправился к начальству и испросил дозволение привести загадочный механизм в порядок и выяснить его назначение. Дозволение он получил. Так же Сафроний выяснил, что изобретателем станка был Пьетро Марикони, на тот момент уже сорок лет, как покойный. Ничего особенного о талантливом конструкторе Сафроний не выяснил, никаких записей и чертежей не обнаружил, очевидно Пьетро, как многие самоучки, к документированию был не приучен и все детали своих изобретений держал в голове. Два года клир Добрович занимался станком «Veritas». Поначалу он думал, что станок имеет дефект, поскольку литеры невозможно было сложить в осмысленные слова, но вскоре понял, что никаких ошибок нет, и станок специально спроектирован таким образом, чтобы набор получался случайным. Это заключение привело Сафрония в такое недоумение, что он почти месяц к станку не подходил, и всё размышлял над тем, зачем же это понадобилось клиру Марикони. Месяц размышлений принес плоды, то есть у Сафрония зародились кое-какие догадки.
     «Может быть, клир Марикони хотел из случайности, из хаоса, воссоздать порядок? — думал Добрович. — Но порядок есть Бог, в то время, как хаос —Диавольское начало».
     Эти выводы испугали клира Добровича, потому что вели в опасную область познания — в область познания Творца, что изначально является ересью, так как Господь непостижим. Но хуже всего было то, что клир Марикони отважился на столь безрассудное мероприятие, используя в качестве инструмента познания механизм! Когда все эти мысли сформировались в голове Сафрония, он не на шутку перепугался, тут же свернул свои исследования станка «Veritas», а начальству доложил, что разобраться в назначении механизма Маркони не удалось, но сам станок является чудом механики, а потому, вне всяких сомнений, стоит больших денег. Клир Сафроний хотел избавиться от пугающего механизма от греха подальше, чувствуя, что может не выдержать искушения и попытаться продолжить начатое Марикони.
     Клир Добрович правильно рассчитал реакцию аббатства, станок продали уже через год и за хорошие деньги. Покупателем стал испанский орден иезуитов, в частности сделку заключил Антонио Посваре — правая рука генерала ордена Лоренцо Риччи. Иезуиты с большим вниманием относились к достижениям науки и техники, имели в своих рядах выдающихся ученых, так что их интерес к чудо-станку был вполне закономерен. Но для иезуитов наступали тёмные времена. В 1773 году папа Климент XIV распустил орден, Лоренцо Риччи посадил за решетку, где тот вскоре и скончался, а имущество братства конфисковал. Так станок «Veritas» вернулся из Испании в Италию, только на этот раз в Ватикан, в чьих подвалах и простоял до 1804-го года.
     В начале XIX-го века Наполеон победоносно шествовал по Европе, а в 1804-ом году объявил себя королем Италии. Ватикан в этих войнах старался держать нейтралитет, но на самом деле этот нейтралитет давался Папе непросто. В частности из подвалов Ватикана были подняты и преподнесены в качестве дара новому королю Италии многие ценности, включая станок «Veritas». Бонапарт прекрасно понимал, что технические достижения — это в первую очередь неоспоримое преимущество армии, потому к любым достижениям механики относился внимательно. Станок отправился в Магдебург, и поступил в распоряжение генерала Жана-Батиста Эбле, с указанием разобраться в загадочном механизме, а полученный опыт по возможности использовать в армейской технике. Оружейники генерала Эбле занимались станком ровно год, так и не поняв смысла случайного набора, но восторгаясь механизмом запрограммированных операций, осуществляемых от единственного привода. Затем генерал Эбле отбыл в Северную Францию инспектировать состояние укреплений, а станок «Veritas» упаковали и отправили в Париж. Вскоре Наполеон начал готовиться к походу на Россию, и французская армия была занята куда более важными делами, чем изучение странных древних машин. Станок упрятали в тайниках Лувра, в надежде вернуться к его изучению позже, но вскоре про него забыли, так что машина Марикони, покинутая всеми, 138 лет пылилась в подвалах музея, пока спецотряды «СС», задачей которых являлся поиск и отправка в Германию произведений искусства, не выпотрошила Лувр, как консервную банку. В 1942-ом году станок «Veritas» спецпоездом отбыл в Берлин, и был помещен в специальное хранилище «Аненербе». Сам Первый Мистик Третьего Рейха господин Генрих Гимлер удостоил станок личного осмотра, правда на этом дело изучения древней машины немцами и закончилось, — у идеологов фашизма были дела поважнее старого станка, созданного с единственной целью печатать бред.
     В 1945-ом году склад «Аненербе», где хранился станок случайного набора, оказался под контролем армии США, а потому машина Марикони в срочном порядке и строжайшей секретности (как и тысячи других артефактов) была погружена на военный корабль и доставлена к берегам Северной Америки. В ангарах авиабазы Неллис, что в штате Невада, станок и осел на 47 лет. В 2002-ом году армия США устроила закрытый аукцион, на котором в качестве лотов были выставлены многие трофеи второй мировой войны, уже не представлявшие для армии интерес. Среди прочего, с молотка был продан и станок случайного набора.
     Покупателем станка стал американский миллионер Майкл Казински, коллекционер антиквариата. По образованию Казински был экономистом, но с детства питал слабость к машинам, особенно к древним. Майкл Казински полгода возился с чудо-механизмом, затем был вынужден признать, что собственными силами ему эту задачу не осилить, а потому привлек специалиста. Этим специалистом стал русский эмигрант Олег Васильевич Меньшов, перебравшийся в США в середине семидесятых годов прошлого века, и за последние без малого тридцать лет, сделавший прекрасную карьеру инженера, что было не удивительно, учитывая его пытливый ум и либерализм политических взглядов.
     В 2002-ом году Олегу Васильевичу было уже 63 года, и он давно не занимался серьезными проектами, но своему старому знакомому Казински отказать не смог, да и потом, его самого очень заинтересовал загадочный механизм.
     В устройстве станка «Veritas» Олег Васильевич разобрался быстро, так же у него не возникло никаких сомнений, что станок изначально был спроектирован таким образом, чтобы печатать случайный текст, но в отличие от предыдущих исследователей, Меньшов не считал это курьезом. В одночасье постигнуть замысел создателя станка было невозможно, и Олег Васильевич решил, что это понимание придет со временем, пока же занялся восстановлением и модификацией станка. Главное усовершенствование заключалась в том, что механический привод он заменил электрическим, что резко повысило производительность и стабильность работы устройства в целом, а также добавил автоматическую подачу листов, так что теперь станок за один цикл мог отпечатать до трёх страниц.
     В сентябре 2004-го года, спустя полтора года после начала работ по модификации станка и 318 лет с момента его первого запуска, Олег Васильевич запустил станок и отпечатал три страницы текста. Машина послушно выполнила работу, и хотя Меньшов был не силен в латыни, увиденный текст привел его в трепет — в нём виделась стройность и гармоничность полноценного языка. Он тут же отсканировал полученный текст и отправил его знакомому лингвисту с просьбой сделать перевод, если это возможно. На следующий день Олег Васильевич получил ответ, перевод начинался следующими словами:
     «В 1686 году бенедиктинец Пьетро Марикони построил печатный станок «случайного набора», который назвал «Veritas». Само по себе это открытие не принесло изобретателю славу, скорее стало его погибелью, и о том, что станок работает, так, как того желал Пьетро, стало известно только 318 лет спустя, когда другой не менее талантливый инженер понял суть этой машины и сумел её модифицировать…»
    
И заканчивалось так:
     «На следующий день Олег Васильевич получил ответ, перевод начинался следующими словами…»
    
Это была последняя строчка латинского текста. Следующие три года Меньшов не отходил от машины, печатая в день по сотне страниц, но так больше никогда и не получил ни одной вразумительной фразы. В 2007-ом году Олег Васильевич Меньшов умер от инфаркта возле того самого станка.

     P. S. О дальней судьбе станка «Veritas» ничего не известно. Возможно, лет триста спустя он сам поведает нам свою историю, как сделал это в 2004-ом году.

___________________

1(лат.) Истина.

2 металлические или деревянные брусочки, применяемые в типографском наборе для образования промежутков (пробелов) между словами.

3 металлические или деревянные брусочки, применяемые в типографском наборе для разделения колонок, отделения заголовков.

 

Комментарии

Какащенко 24.02.2009 16:37:16

Хороший рассказец, "отражение отражения", суховато только, или закос под статью?

Немец Е. 24.02.2009 17:23:32

закос под исторический (псевдоисторический) очерк :)

Норд 25.02.2009 13:00:53

Эээээээ:(
А я повелся,думал и правда факты изложены (смущенно улыбаясь чешет в затылке)

Немец Е. 25.02.2009 13:25:50

:)

Ку 26.02.2009 09:30:37


Почему нет копирайта? Плагиатчики…

Немец Е. 26.02.2009 10:31:31

Ку, о чем это ты? Зачем мне на своем сайте под своими текстами ставить свойже копирайт?

Максим Новиковский 27.02.2009 20:31:47

Жаль мало деталей. Название достойное. Стилизация удалась. Втыкнул

Немец Е. 28.02.2009 06:42:54

Спассибо, Максим.

graf 03.03.2009 23:29:06

этот станок - ловушка

Лекс 01.06.2009 20:31:31

Очень хороший рассказ, как всегда :)

Melek 12.09.2009 23:26:19

Рассказ потрясающий!!! Спасибо огромное. Господин Немец, ваши рассказы и повести характерезуют Вас как неординарную всокоинтеллектуальную личность! Пару дней назад я случайно нашла рассказ Кокон на yaplakal и сейчас запоем читаю все!!! Еще раз спасибо! Извините, а кто в по образованию?

Немец Е. 13.09.2009 02:53:13

Melek, по образованию я радиоинженер-конструктор, но последние десять дет работаю программистом.

stacyAn 15.03.2011 17:30:18

я тож подумала что это исторические факты XD
рассказик супер, как всегда!

Немец Е. 16.03.2011 11:42:50

альтернативная история :)

ТОм2006 12.12.2012 16:28:40

Хорошо, тоже нашел первый рассказ на я Плакал. все нравиться давно не читал так с запоем.

Альгис 04.02.2014 20:48:17

Супер! Рассказ с красиво поставленной точкой)

 

Оставить свой комментарий

 
 
 
 
Сообщение: Имя (ник):
Введите сумму: + =
 
 
 

 

 

 

 
     
 

Информация и тексты на сайте являются интеллектуальной собственностью автора и защищены авторским правом.
Копирование и размещение на других ресурсах сети возможно только с согласия автора.
E-mail: desert@desertart.ru

Дизайн сайта и авторский арт
Сергея Агарева